Виртуальный мир опасен?
Все компьютерные игры разделяются на несколько видов: головоломки, игры на быстроту реакции, аркадные, азартные и ролевые игры.
К головоломкам относятся компьютерные варианты различных настольных игр, например шахматы, шашки, нарды. Они вызывают азарт, который заключается в желании обыграть компьютер, показать свое превосходство над «умной машиной».
В играх на быстроту реакции, игрок должен проявить ловкость и быстроту реакции. В них отсутствует сюжет. Возникает непреодолимое желание набрать большее количество очков. Именно такие игры могут вызвать психологическую зависимость у человека.
Азартные игры — это компьютерные варианты карточных игр, рулеток, игровых автоматов т.е. игры казино.
Увлеченный игрой человек начинает терять связь с реальной жизнью и полностью концентрируется на процессе игры. Игрок может воспринимать виртуальный мир очень серьезно, а действия своего героя считать своими.
В ролевой игре человек видит мир глазами своего героя и может показывать чувства в соответствии с событиями, которые происходят в игре. В ненапряженных ситуациях человек может краснеть и вертеться на стуле, пытаться уклониться от ударов или выстрелов компьютерных врагов. Невезение героя и его гибель вызывает сильные переживания.
Наиболее сильно в психологической зависимости оказываются люди, играющие в ролевые компьютерные игры. Человек должен начать думать, как его герой, и поступать соответственно. Эта роль становится его жизнью, заменяя настоящую. Происходит распад личности на Я — настоящее и Я — виртуальное. Раздвоение между этими личностями и ведет к психическим нарушениям.
Мир, создаваемый компьютерной игрой воспринимается игроком как реальный. В результате возникает эффект присутствия. Сознание автоматически дополняет придуманный мир, доводя его до уровня реальности. Преимуществом виртуальной реальности является то, что в ней можно создавать любой, даже самый невероятный и фантастический мир, в котором человек может выразить свои способности и качества характера.
Инструктор — валеолог Н.Хуртак