Стратегическая консультативная группа экспертов ВОЗ обновляет руководство по вакцинации против COVID-19

По итогам своего совещания, состоявшегося 20-23 марта, Стратегическая консультативная группа экспертов ВОЗ по иммунизации (СКГЭ) пересмотрела дорожную карту по определению приоритетов использования вакцин COVID-19, чтобы отразить в ней воздействие штамма «омикрон» и высокий уровень популяционного иммунитета, достигнутый в результате инфицирования и вакцинации. 

В этой дорожной карте сохранены порядок приоритетов СКГЭ в области защиты групп населения, подверженных наибольшему риску смерти и тяжелой формы заболевания при инфицировании вирусом SARS-CoV-2, и уделение особого внимания поддержанию устойчивых систем здравоохранения. В обновленных положениях дорожной карты рассматривается экономическая эффективность вакцинации против COVID-19 для лиц, относящихся к группе пониженного риска, а именно для здоровых детей и подростков, по сравнению с другими видами медицинских вмешательств. Кроме того, в дорожную карту включены пересмотренные рекомендации, касающиеся введения дополнительных доз ревакцинации и интервалов между такими дозами. В ней также рассматривается вопрос о том, насколько нынешние вакцины против COVID-19 снижают число случаев постковидного синдрома, однако фактические данные о степени их воздействия противоречивы.  

«Пересмотренная дорожная карта обновлена с учетом того, что основная часть населения перенесла либо вакцинацию, либо случившееся ранее инфицирование вирусом COVID-19, либо оба эти обстоятельства, и в ней вновь подчеркивается важность вакцинации тех, кто остается подвержен риску тяжелого заболевания, в основном пожилых людей и лиц с фоновыми заболеваниями, в том числе путем введения дополнительных доз ревакцинации, — отметила председатель СКГЭ д-р Ханна Нохинек. — Страны должны учитывать специфику своих условий при принятии решения о продолжении вакцинации групп низкого риска, таких как здоровые дети и подростки, не ставя при этом под угрозу проведение плановых вакцинаций, столь важных для здоровья и благополучия этой возрастной группы». 

В пересмотренной дорожной карте определен принцип распределения лиц, вакцинируемых против COVID-19, по трем группам приоритетности: высокого, среднего и низкого уровня. Распределение по этим приоритетным группам производится прежде всего на основе риска тяжелых форм заболевания и смерти, а также с учетом эффективности вакцины, экономической отдачи, программных факторов и принятия вакцинации населением. 

К группе высокой приоритетности относятся пожилые люди, молодые взрослые с серьезными сопутствующими заболеваниями (например, страдающие сахарным диабетом или сердечно-сосудистыми патологиями), лица с ослабленным иммунитетом (например, страдающие ВИЧ или перенесшие трансплантацию), включая детей  в возрасте 6 месяцев и старше, беременные женщины и работники здравоохранения первичного звена. 

Для группы высокой приоритетности СКГЭ рекомендует провести дополнительную ревакцинацию через 6 или 12 месяцев после последней дозы, причем сроки зависят от таких факторов, как возраст и наличие болезней, ослабляющих иммунитет. Поскольку все рекомендации по вакцине против COVID-19 имеют ограниченный срок действия и применяются только для текущего эпидемиологического сценария, рекомендации относительно введения ревакцинирующих доз не следует рассматривать как продолжение ежегодной ревакцинации против COVID-19. Цель заключается в том, чтобы помочь странам, планирующим мероприятия на кратко- и среднесрочную перспективу.

Группа средней приоритетности включает здоровых взрослых — обычно в возрасте 50-60 лет — без сопутствующих заболеваний, а также детей и подростков с сопутствующими заболеваниями. Для группы средней приоритетности СКГЭ рекомендует первичную серию и первые дозы ревакцинации. Хотя дополнительные ревакцинирующие дозы безопасны для лиц этой группы, СКГЭ не рекомендует вводить их регулярно, учитывая сравнительно низкую отдачу от их применения для общественного здравоохранения. 

В группу низкой приоритетности входят здоровые дети и подростки в возрасте от 6 месяцев до 17 лет. Введение детям и подросткам первичных и ревакцинирующих доз является безопасным и эффективным. Однако, учитывая низкое бремя заболеваний, СКГЭ настоятельно призывает страны, рассматривающие возможность вакцинации этой возрастной группы, опираться при вынесении своих решений на контекстные факторы, такие как бремя заболеваний, эффективность затрат и другие приоритеты здравоохранения или программ и альтернативные издержки. 

Сравнительное влияние вакцинации здоровых детей и подростков на общественное здравоохранение намного ниже, чем доказанная польза от применения традиционных основных детских вакцин — таких как вакцины против ротавируса и кори и пневмококковая конъюгированная вакцина, — и от вакцины против COVID-19 для групп высокой и средней приоритетности. Поскольку детям с ослабленным иммунитетом и сопутствующими заболеваниями грозит повышенный риск тяжелой формы COVID-19, они включены соответственно  в группы высокой и средней приоритетности.  

Несмотря на низкий общий уровень заболеваемости, бремя тяжелой формы COVID-19 у младенцев в возрасте до 6 месяцев все же выше, чем у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Вакцинация беременных женщин — включая введение дополнительной дозы, если с момента последней прививки прошло более 6 месяцев, — обеспечивает защиту как их самих, так и плода, а также помогает снизить вероятность госпитализации младенцев в связи с COVID-19.  

Странам, в которых уже действует политика дополнительных ревакцинаций, следует оценивать динамику потребностей, основываясь на национальном бремени болезни, экономической эффективности и уровне альтернативных издержек.  

Помимо дорожной карты, СКГЭ также обновила свои рекомендации по двухвалентным вакцинам против COVID-19 и теперь рекомендует странам рассмотреть возможность использования двухвалентной мРНК-вакцины BA.5 для проведения первичной вакцинации. 

В ходе совещания были рассмотрены и другие основные темы, которые приводятся ниже. 

Полиомиелит

СКГЭ провела оценку данных по новой оральной полиовакцине типа 2 и рекомендовала по возможности отдавать ей предпочтение в качестве средства реагирования на циркулирующий полиовирус вакцинного происхождения типа 2 (cVDPV2). Кроме того, согласно ее рекомендации, для быстрого повышения уровней иммунитета в труднодоступных или охваченных конфликтом районах интервал между прививками может составлять всего 1 неделю по сравнению с обычным 4-недельным интервалом.  

В районах с устойчивой циркуляцией полиовируса СКГЭ рекомендовала странам дополнять меры реагирования на вспышки вспомогательными кампаниями с использованием инактивированных полиовакцин (в полной или дробной дозировке).    

Региональные доклады по кори

Рост масштабов и числа вспышек кори свидетельствует о последствиях кардинального влияния пандемии на проведение плановой иммунизации. В 2021 г. показатель охвата первой дозой противокоревой вакцины оказался самым низким за период с 2008 г., а прививок не получили 25 миллионов детей.  

В 2022 г. количество случаев кори возросло во всех регионах ВОЗ, которые сталкивались, в частности, с такими проблемами, как затрудненная доставка вакцин в условиях конфликта, слабость систем здравоохранения, конкурирующие приоритеты и нехватка финансирования. Во время пандемии качество эпиднадзора снизилось во всем мире, хотя в ряде стран наблюдаются признаки восстановления.

СКГЭ отметила необходимость пересмотра политики в отношении возраста, дающего право на получение прививки от кори, чтобы обеспечить возможность для проведения наверстывающей вакцинации, ускорить разработку и применение новых технологий и инноваций, а также проанализировать фактические данные о вакцинации младенцев в возрасте до шести месяцев и беременных женщин.

Ход разработки противотуберкулезных вакцин 

Поскольку туберкулез (ТБ) является одной из основных причин смертности, срочно необходима вакцина для профилактики этого заболевания у подростков и взрослых. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по разработке вакцин, несколько вакцин-кандидатов находятся на поздних стадиях клинических испытаний, и есть вероятность, что в ближайшие три года несколько вакцин получат разрешение на применение. 

Начат процесс систематического определения потребностей в исследовательских данных, которые будут служить основой для принятия решений о политике в области вакцин и их внедрения. В этой связи СКГЭ выступила с предложениями по формированию базы фактических данных относительно M72/AS01E — перспективной противотуберкулезной вакцины-кандидата для взрослых и подростков. 

Maлярия

Внедрение противомалярийной вакцины RTS,S привело к значительному снижению случаев тяжелой формы малярии и смертности от всех причин среди детей соответствующего возраста. Спрос на эту вакцину высок: заинтересованность в ее внедрении выразили по меньшей мере 28 стран, 15 из которых уже подали официальную заявку о содействии в GAVI, а в последующие периоды текущего года ожидается поступление еще более 15 заявок. Предложение остается крайне ограниченным. СКГЭ рекомендует проявлять гибкость при составлении графика иммунизации и поддерживает сокращение минимального интервала между дозами 3 и 4 до 6 месяцев для оптимизации воздействия вакцины.    

Определение приоритетных патогенов для разработки новых вакцин

ВОЗ находится в процессе определения региональных приоритетных целей для разработки новых вакцин против неэпидемических патогенов. Первые результаты показывают, что туберкулез, ВИЧ и патогены с высоким уровнем устойчивости к противомикробным препаратам (например, Klebsiella pneumoniae) являются важными во всех регионах. Streptococcus pyogenes (стрептококк группы А), Shigella и респираторно-синцитиальный вирус (РСВ) были определены как важные в четырех или более регионах, а Plasmodium falciparum — в Африканском регионе.