Микроклимат в помещении – как фактор здоровьесбережения
Мороз, солнце, серебристо-белые снежинки, санки, ледянки, лыжи, коньки. Снежки!!! Время чудес – зима. После приятного времяпровождения на зимней прогулке – важно не заболеть. Для этого необходимо, во-первых — правильно одеться на прогулку, во-вторых не расстегивать одежду на улице, если стало жарко, в-третьих – при ощущении чувства холода, быстренько бежать домой. Дома тепло, дома хорошо и есть какао с маршмелоу. А что вне дома? Как бы не хотелось покидать родные пенаты, когда буря мглою небо кроет, взрослым нужно идти на работу, а детишек ждет детский сад, школа и учреждения дополнительного образования.
В учреждениях образования дети проводят 6 – 10 часов. И от того какой микроклимат в помещениях учреждений, во многом зависит состояние их здоровья. Оптимальные параметрами микроклимата (температура и относительная влажность воздуха) регламентированы санитарными нормами и правилами. Нормируемые показатели в помещениях дошкольных организациях для детей в возрасте до 3 лет: +21 – +23, от 3 до 7 лет: +19 – +21, в залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре: +18 – +20 градусов; в школах в учебных кабинетах, библиотеке, помещениях для дополнительного образования: +18 – +20, в мастерских, кабинетах обслуживающих видов труда, в спортивном зале: +17 – +20 градусов.
Воздействие низких температур, сквозняков в помещениях провоцируют простудные заболевания у детей. Воздействие повышенных температур, наличие вредных веществ в воздухе помещений, в том числе повышенные концентрации углекислого газа, могут стать причиной снижения работоспособности, способствуют при длительном воздействии развитию синдрома хронической усталости, что сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья в целом.
Для контроля температурного режима помещения с пребыванием детей должны быть оснащены бытовыми термометрами, вывешенными на внутренней стене помещения на уроне дыхания детей.
Проветривание помещений является обязательным фактором для поддержания параметров микроклимата на должном уровне. Все помещения образовательных учреждений должны ежедневно проветриваться. В дошкольных организациях сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.
В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проведении проветривания допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4 градуса. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей. В теплое время года сон организуется при открытых окнах (избегая сквозняка). Учебные помещения в общеобразовательных учреждениях проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. При достижении температуры воздуха плюс 14°С проветривание в спортивном зале следует прекращать. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Для организации проветривания окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Плоскость открытия окон должна обеспечивать эффективный режим проветривания, направление потока наружного воздуха в верхнюю часть помещения – в подпотолочное пространство, где сосредоточен теплый внутренний воздух, что приводит к распределению температур и формированию нормального воздухообмена в помещении.
На отопительных приборах должны использоваться ограждения, выполненные из материалов, безвредных для здоровья. Ограждения из древесностружечных плит и других полимерных материалов использовать нельзя. Кроме того, конструкция ограждений должна обеспечивать движение воздуха, ограждения должны быть съемными для проведения влажной уборки отопительных приборов и подоконного пространства, крепление – безопасным.
Таким образом, соблюдая несложные правила поддержаниям оптимального микроклимата в основных помещений пребывания детей и подростков в образовательных организациях, тем самым осуществляются неспецифические профилактические мероприятия в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРЗ и гриппом.
Не скучной всем зимы и крепкого здоровья!!!
Помощник врача-гигиениста Елена Фомина