Эксперты рассказали, когда будет новая волна COVID-19 и зачем нужна бустерная вакцинация
Когда следует ожидать новую волну заболеваемости COVID-19? Что такое бустерная вакцинация? Насколько эффективны прививки против коронавирусной инфекции? Падает ли со временем концентрация антител? Защищает ли вакцинация от новых вариантов COVID-19? Станет ли коронавирус сезонной инфекцией?
На эти и другие вопросы в Национальном пресс-центре ответили:
- заведующий кафедрой инфекционных болезней и детских инфекций БелМАПО Юрий Горбич;
- заведующий отделением иммунопрофилактики отдела эпидемиологии Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Кирилл Игнатов;
- заведующая лабораторией вакциноуправляемых инфекций РНПЦ эпидемиологии и микробиологии Елена Самойлович.
Эксперты прогнозируют еще одну волну COVID-19
По словам Кирилла Игнатова, с мая нынешнего года в стране отмечается достаточно благоприятная ситуация по заболеваемости COVID-19. Однако пристальное отслеживание складывающейся эпидемиологической ситуации как в Беларуси, так и мире продолжается.
Вместе с тем, добавил Юрий Горбич, вирус SARS-CoV-2 никуда не исчез, он есть. И есть пациенты, которые болеют и сейчас, находятся в стационарах, в отделениях реанимации и интенсивной терапии, получают кислород.
Юрий Горбич:
– Да, по сравнению с тем, как это было на пиках всех волн, сейчас относительное благополучие. То есть вероятность получить вирус достаточно низка по одной простой причине, все те факторы, которые обеспечивают распространение SARS-CoV-2, работают за нас (разобщение коллективов, в том числе студенческих и школьных, в связи с летним периодом, дачным сезоном).
Если говорить об экспертных оценках, ориентировочно в конце августа начале сентября наступит очередная волна заболеваемости COVID-19, добавил спикер. Привести к росту заболеваемости могут два новых варианта SARS-CoV-2 и его подвариант. В качестве примера о привел ситуацию, которая сейчас наблюдается в Америке.
Юрий Горбич:
– Согласно статистике за прошлую неделю, ежедневно заболевают 100 тыс. человек, из них 30 тыс. госпитализируют. К счастью, смертность не так высока. На 30 тыс. госпитализированных – 300-350 человек в день. По сведениям американских коллег, это одна десятая от той смертности, которая была в январе 2021 года. С одной стороны, 300-350 человек в популяционном масштабе – цифры небольшие, но, с другой стороны, это трагедия для каждой семьи.
В свою очередь Елена Самойлович отметила, что ожидать, что в нынешнем году инфекция COVID-19 перейдет в разряд сезонных, преждевременно.
Елена Самойлович:
– Согласна с мнением отечественных и международных экспертов, что во второй половине 2022 года, возможно ближе к концу года, COVID-19 приведет к существенной нагрузке на систему здравоохранения. Более отдаленные прогнозы строить сложно. Специалисты говорят, что инфекция перейдет в разряд сезонных и заболеваемость будет существенно более низкой, но, наверное, еще не в этом году, поэтому вакцинации и бустерной вакцинации надо уделить самое пристальное внимание.
Эффективность вакцин
С учетом того, что вакцинация помогает предотвратить развитие тяжелых форм заболевания и неблагоприятного исхода, работа в этом направлении продолжается, рассказал Кирилл Игнатов.
Кирилл Игнатов:
– В условиях распространения нынешних вариантов вируса SARS-CoV-2, вызывающих обеспокоенность, существующие вакцины, судя по всему, продолжают с высокой эффективностью обеспечивать защиту от тяжелого течения COVID-19. Однако применительно к варианту вируса «омикрон» расчетные значения их эффективности в отношении заражения и симптоматического течения болезни немного снизились. Для создания и поддержания минимальной иммунной прослойки необходимо вакцинировать не менее 70% населения всей страны первичным курсом вакцинации против COVID-19. Бустерной вакцинацией необходимо охватить не менее 90% привитых основным курсом.
Как отметил Юрий Горбич, несмотря на то что вакцинация сильно не защищает от заболеваемости новыми вариантами SARS-CoV-2, она продолжает защищать от тяжелого течения и летальных исходов, потому что это связано с Т-клеточным иммунитетом, а не с антительным иммунным ответом.
Бустерная вакцинация
Бустерная вакцинация, которая включает введение одной дозы вакцины, проводится через шесть и более месяцев после завершения основного курса вакцинации или ранее проведенной бустерной вакцинации. Она проводится людям в возрастной категории 18 лет и старше с использованием вакцин «Спутник Лайт», «Гам-Ковид-Вак» («Спутник V») и Sinopharm (производства КНР), пояснил Кирилл Игнатов.
Вакцинация или бустерная вакцинация против COVID-19 могут быть проведены людям, которые перенесли коронавирусную инфекцию, через 2 – 8 недель после выздоровления (в зависимости от тяжести заболевания). Те же, кто был привит вакцинами «Гам-Ковид-Вак», Sinopharm или другой вакциной при бустерной вакцинации, применяется «Спутник Лайт». Привитым одной дозой («Спутник Лайт») бустерная вакцинация проводится с использованием второго компонента «Гам-Ковид-Вак» («Спутник V»). Бустерная вакцинация вакциной Sinopharm рекомендована только беременным, женщинам в период грудного вскармливания, а также людям, имеющим противопоказания к применению «Спутник Лайт» и «Гам-Ковид-Вак».
Пациентам с потенциально тяжелым течением заболевания, наличием факторов риска, добавил Юрий Горбич, бустерную вакцинацию нужно проводить раз в шесть месяцев, если человек не болел в этом периоде времени, а если болел, то в течение шести месяцев после выздоровления (в идеале в промежутке между тремя и шестью месяцами). Потому что это действительно снижает тяжелую заболеваемость, в том числе с госпитализацией и летальностью, подчеркнул специалист.
Вакцина против COVID-19 не содержит патогенных для человека вирусов, вызывающих коронавирусную инфекцию. Поэтому заболеть или заразить окружающих после прививки невозможно. Проведение вакцинации не может дать положительный результат ПЦР-теста или другого лабораторного теста на антиген, так как при тестировании проверяется наличие активного заболевания, а не иммунитет человека.
Популяционный иммунитет
Елена Самойлович рассказала, что серопревалентность населения (так называемый популяционный иммунитет) за счет большого числа привитых и переболевших высока. Однако коронавирусная инфекция – это не корь, не полиомиелит и не краснуха, где перенесенная инфекция создает пожизненный иммунитет, а вакцинация приводит к созданию длительного.
Елена Самойлович:
– Наш период наблюдения за переболевшими и привитыми (полный курс вакцинации) составляет 1 -1,5 года. Исследования показывают, что и вакцинация, и перенесенная инфекция создают достаточно высокий уровень превалентности – 92-93%. Причем достоверных различий в уровне иммунитета среди вакцинированных и переболевших нет. Однако со временем концентрация антител падает. Наиболее высокая концентрация антител через отдаленный период наблюдается у тех людей, кто был вакцинирован на фоне уже существующих антител (переболели ранее, в том числе в бессимптомной форме, либо прошли полный курс вакцинации). В этом случае вакцинация приводит к более сильному, напряженному, продолжительному иммунитету.
По мнению специалиста, вакцинация нужна с интервалом в полгода, возможно, для кого-то в более отдаленные сроки. В этом случае удастся поддержать серопревалентность населения на достаточно высоком уровне, а значит защитить от инфекции в первую очередь тех, для кого она может оказаться наиболее опасной, в том числе людей с сопутствующими заболеваниями (так называемой коморбидной патологией).
Кто в группе риска тяжелого течения COVID-19
Анализируя ситуацию, Юрий Горбич заметил, что больше всего тяжелых случаев и смертельных исходов в группе возрастных пациентов (старше 65 лет), а также среди невакцинированных и людей с иммуносупрессией.
Юрий Горбич:
– Из тех, кто либо тяжелые, либо в реанимациях, либо на кислороде, – возрастные люди. Вторая группа, кто потенциально подвержен тяжелому течению инфекции, – невакцинированные. Причем уверенность, что переболел несколько раз и защищен, здесь не работает. Потому что даже вакцины, и об этом говорилось неоднократно, не защищают на 100% от заболевания. Они защищают с высокой степенью вероятности от тяжелого течения и от летального исхода – примерно на 80-90%. И это подтвержденный факт во всем мире. Третья группа высокого риска тяжелого течения COVID-19 – люди с выраженной иммуносупрессией. Это три группы, в которых в Америке диспропорционально высокая летальность и тяжелая заболеваемость, а у нас они составляют основной контингент госпитализированных пациентов в межволновой период.