Витамин D — для защиты организма от вирусных инфекций
Почти три четверти жителей Беларуси имеют сниженный уровень витамина D в крови (менее 30 нг/мл). Как это обстоятельство влияет на здоровье населения и почему его нельзя игнорировать?
Выясним на примере отечественных и зарубежных исследований.
Витамин D и иммунитет
Сегодня скелетные эффекты витамина D хорошо известны, а экстраскелетные продолжают активно изучаться. Так, установлена обратная зависимость между уровнем витамина D в крови и заболеваемостью ОРВИ, гриппом, пневмонией и скоростью заражения инфекцией COVID-19.
В ходе обследования 18 883 человек выявлено, что при уровне витамина D в крови выше 30 нг/мл ОРЗ верхних дыхательных путей встречаются достоверно реже по сравнению с уровнем ниже 10 нг/мл, независимо от сезона года, массы тела, стажа курения. При уровне витамина D в крови ≥38 нг/мл вдвое меньше риск развития ОРВИ, чем при показателе ниже 38 нг/мл.
По данным исследования GrassrootsHealth (n=12 605), при уровне витамина D в крови 60 нг/мл риск гриппоподобных заболеваний уменьшается на 43 % по сравнению с участниками с уровнем ниже 20 нг/мл.
Кроме того, результаты исследований косвенно указывают, что витамин D способен улучшать иммунный ответ на вакцины против гриппа.
Метаанализ 2019 года, включавший 21 тысячу пациентов из 8 исследований, показал, что при уровне витамина D в крови <20 нг/мл риск развития внебольничной пневмонии повышается на 64 %.
В ходе ретроспективного исследования (Швейцария) выявлено, что у пациентов с ПЦР-положительным тестом на SARS-CoV-2 уровень витамина D в крови был достоверно ниже (медианное значение 11,1 нг/мл) по сравнению с пациентами, имеющими отрицательный результат по SARS-CoV-2 (24,6 нг/мл). Аналогичные результаты были получены в Англии: у пациентов с подтвержденной инфекцией COVID-19 уровень витамина D в крови был достоверно ниже (11,5 нг/мл) по сравнению с теми, кто получил отрицательный результат (13,1 нг/мл).
Критический анализ рандомизированных контролируемых исследований, оценивающих влияние дополнительного приема витамина D на заболеваемость, длительность и тяжесть симптомов ОРЗ, показал, что соотношение доза/эффект не линейное. Эффект от приема препаратов витамина D варьирует от человека к человеку и обусловлен генетическим полиморфизмом ферментов α-гидроксилазы, абсорбцией в кишечнике, ожирением и другими факторами.
Стратегия коррекции статуса витамина D в организме должна учитывать исходный уровень и контроль в течение приема, а также определение эффективного целевого уровня.
В двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании прием холекальциферола (витамина D) школьниками в дозе 1 200 МЕ/сутки с декабря по март показал профилактический эффект в отношении гриппа А (ОР = 0,58). Женщины в постменопаузе с исходным уровнем витамина D в крови 19±8 нг/мл, принимающие холекальциферол 2 000 МЕ ежедневно, достоверно реже переносили ОРИ, включая грипп, чем те, которые принимали плацебо или холекальциферол в дозе 800 МЕ/сутки.
Витамин D относят к иммуномодуляторам. При этом показано, что исходный уровень в крови и частота приема витамина D независимо друг от друга влияли на риск ОРИ.
Исследователи предполагают, что большие болюсные дозы витамина D могут оказывать неблагоприятное влияние на его циркулирующие метаболиты, нарушая регуляцию активности ферментов, ответственных за синтез и деградацию кальцитриола, что может приводить к снижению его концентрации в экстраренальных тканях.
Вместе с тем проявление иммуномодулирующих эффектов витамина D в организме возникает при повышении его уровня до 40–60 нг/мл. Показано, что при достижении такого уровня происходит уменьшение риска заражения гриппом и/или COVID-19.
Мы выполнили проспективное, контролируемое, одноцентровое клиническое исследование с включением 50 человек в возрасте 60 лет и старше. Результаты показали, что у пациентов с исходно сниженным уровнем витамина D в крови прием холекальциферола по 50 000 МЕ дважды в месяц повысил уровень до 37,2 нг/мл (у 83,3 % пациентов он стал выше 30 нг/мл через месяц).
Такого уровня достаточно для уменьшения риска падений и переломов костей, но недостаточно для иммуномодулирующего эффекта. В другой группе обследованных при ежедневном приеме холекальциферола 2 000 МЕ/сутки уровень витамина D в крови превысил 30 нг/мл у 82 % пациентов, достигнув в среднем 40,5 нг/мл, но это произошло через 3 месяца приема.
Полученные данные свидетельствуют о важности поддержания стабильно оптимального уровня витамина D в крови для иммунного ответа организма на вторжение инфекционного агента, хотя и нет достаточных доказательств, чтобы рекомендовать прием холекальциферола при ОРИ. Профилактический потенциал витамина D свидетельствует в пользу его приема в период с наименьшей УФ-инсоляцией за несколько месяцев до подъема заболеваемости ОРИ и гриппом.