Движение на максимум! К чему приводит гиподинамия
Дошкольный возраст характеризуется высокой чувствительностью организма к воздействию факторов окружающей среды, одним из которых является организация режима дня с достаточным уровнем двигательной активности. Результаты мониторинга, проведенного сотрудниками лаборатории изучения здоровьесберегающей среды детских организованных коллективов НИИ гигиены, токсикологии, эпидемиологии, вирусологии и микробиологии РЦГЭиОЗ, свидетельствуют о сохраняющейся тенденции увеличения числа детей старшего дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии. Так, большинство детей (55–60 %) имеют некоторые функциональные нарушения, 20–25 % — хронические заболевания, и только один из шести дошкольников полностью здоров.
Подробно о результатах мониторинга корреспонденту «МВ» рассказала Наталья Карпович, научный сотрудник лаборатории изучения здоровьесберегающей среды детских организованных коллективов НИИ гигиены, токсикологии, эпидемиологии, вирусологии и микробиологии РЦГЭиОЗ.
Поворот не туда
Двигательная активность — ведущий естественный фактор, который оказывает определяющее влияние на рост и развитие ребенка, совершенствует не только моторные, но и психические функции. В настоящее время по разнообразным причинам наблюдается сокращение ежедневной двигательной активности дошкольников, недостаточная продолжительность пребывания на свежем воздухе, чрезмерное и зачастую не ограниченное по времени использование электронных устройств, которое приводит к повышению зрительных, статических, нервно-психических нагрузок.
По данным ВОЗ, дефицит физической активности в детском возрасте может стать причиной повышения степени ожирения, ухудшения состояния кардиометаболического здоровья (артериальное давление, дислипидемия, уровень глюкозы и инсулинорезистентность), нарушений костно-мышечной системы. Кроме того, гиподинамия негативно сказывается на развитии когнитивных способностей (академическая успеваемость, способность к целенаправленной деятельности) и состоянии психического здоровья.
Для профилактики негативных последствий продолжительность двигательной активности дошкольника должна составлять не менее 2–3 часов ежедневно.
Гиподинамия является одной из причин тенденции к увеличению числа детей, имеющих отклонения в физическом развитии. Особого внимания заслуживает многолетняя динамика показателей индекса массы тела детей и подростков. Согласно рекомендациям ВОЗ, при значениях ИМТ, превышающих медианное значение для данного пола и возраста более чем на два стандартных отклонения, констатируется ожирение. По данным Информационного бюллетеня ВОЗ от 9 июня 2021 года, распространенность ожирения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет с 4 % в 1975 году возросла до 18 % в 2016-м, прирост в равной степени выражен среди детей и подростков обоих полов. Отчетливая тенденция к доминированию в структуре нарушений физического развития избыточной массы тела выявляется и среди белорусских детей. Необходимо отметить, что ожирение в детском возрасте является фактором риска развития ожирения взрослых, представляющего серьезную медико-социальную проблему во всем мире.
По результатам выполненных сотрудниками лаборатории исследований (Минск и районные центры Беларуси) установлена высокая распространенность избытка массы тела среди детей старшего дошкольного возраста — 19,6 %, в том числе ожирения — 5,5 %.
Мама, папа, я — активная семья?
Двигательная активность детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от образа жизни семьи: 94,9 % родителей отметили, что основным видом совместной активности с ребенком являются пешие прогулки, 49,6 % — велопрогулки, 30,7 % — игровые виды спорта, 18,2 % — плавание. Кроме того, родители с детьми катаются на роликах, посещают веревочные городки и площадки с тренажерами.
Большинство опрошенных родителей гуляют с детьми на улице в будние дни после посещения дошкольного учреждения, однако длительность прогулки составляет в 42,4 % случаев менее одного часа; 45,8 % опрошенных проводили время с детьми на свежем воздухе от одного до двух часов, 6,3 % — более двух часов. На вопрос о прогулках детей на свежем воздухе в выходные дни абсолютное большинство родителей ответили положительно, однако более двух часов гуляют только 60,5 % опрошенных, 35,3 % — от одного до двух часов, 3,4 % — менее одного часа.
Большую часть времени дошкольники проводят внутри помещений, где для реализации потребности в движении родители также стараются создать условия. Дома дети могут использовать разнообразные средства для обеспечения физической активности: мячи — 73,7 %, спортивный комплекс — 21,9 %, боксерская груша — 16,8 %, турник — 11,7 %. Реже — гантели, скакалки, обручи, самокаты, эспандеры, тренажеры, массажные коврики, балансиры. Однако, по результатам опроса, в свободное время дома предпочтительными для многих дошкольников являются виды деятельности, не связанные с движением: развивающие и творческие занятия за столом — 61,3 %, спокойные игры с игрушками — 51,1 %, использование электронных устройств — 36,5 %.
В настоящее время детям помимо занятий в учреждениях дошкольного образования предлагается большой выбор разнообразных дополнительных занятий, в том числе спортивные и танцевальные секции. По результатам анкетирования более трети детей посещали такие занятия, в большинстве случаев 1–2 раза в неделю.
Среди детей, которые дополнительно занимались физкультурой или танцами, распространенность избытка массы тела была вдвое ниже в сравнении с детьми, не посещающими занятия, обеспечивающие дополнительную физическую активность (15,6% и 29,6 % соответственно).
Нет необходимости напоминать, что гармоничное физическое развитие и полезные привычки, сформированные в дошкольном возрасте, способствуют укреплению здоровья, легкой адаптации к школе и успешному обучению. Задача родителей отвлечь детей от экранов, организовав условия для двигательной активности на улице и дома.